Мнение экспертов


РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ,

В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, 

НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2019-2024 ГОДОВ

 

Федеральный закон от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» (в ред. 2019г.)

Статья 13.2. Требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (введена в 2014г.)


1. Региональная программа в области обращения с отходами*, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональная программа в области обращения с отходами), должна содержать:

значения целевых показателей в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;

перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, включая экономический эффект от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;

информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

иные определенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопросы.

2. Перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать мероприятия, направленные на:

стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров;

стимулирование утилизации отходов;

выявление мест несанкционированного размещения отходов;

предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий;

обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами.

3. Перечень мероприятий региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, учитывается при формировании мероприятий соответствующих государственных программ.

5. Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.

В сжатом виде региональная программа Нижегородской области, утвержденная Постановлением Нижегородской области от 17 июля 2019 года № 446 «Об утверждении региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области на период 2019-2024 годов», выглядит следующим образом.


Региональная программа в области обращения с отходами,

в том числе с твердыми коммунальными отходами, 

на территории Нижегородской области на период 2019-2024 годов

 

Цель 

Задачи 

Мероприятия

Создание эффективной региональной системы управления отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение максимального количества отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, иных изделий или продуктов

1. Создание и развитие экологически безопасной обработки, утилизации отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, а также их размещения (мероприятий нет).

2. Обеспечение ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, а также восстановление и рекультивация земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде (рекультивации нарушенных земель нет).

3. Модернизация системы накопления и транспортирования отходов, в том числе твердых коммунальных отходов (модернизации нет).

4. Обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами (на сайте министерства нет региональной программы, терсхемы с последними изменениями и т.д., но ежегодные затраты на ГБУ «Экология региона составляют по этой статье 8 500тыс. руб.)

1. Мероприятия по ликвидации свалок и объектов размещения отходов

2. Ликвидация несанкционированных свалок в границах городов

  • разработка проектно-сметной документации на рекультивацию полигона ТБО в г. Пвлово
  • разработка проектно-сметной документации на рекультивацию свалки строительных отходов и отходов потребления в г.Нижний Новгород
  • разработка проектно-сметной документации на рекультивацию свалки строительных отходов и отходов потребления в г.Нижний Новгород
  • разработка проектно-сметной документации на рекультивацию свалки производства и потребления в г.Первомайск
  • разработка проектно-сметной документации на рекультивацию свалки производства и потребления в г.Богородск

3. Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде («Черная дыра», Белое море», полигон Игумново)

4. Создание (обустройство) контейнерных площадок

5. Приобретение контейнеров и (или) бункеров

6. Субсидии на возмещение выпадающих доходов, связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами отдельным категориям граждан

7. Ведение информационных ресурсов и баз данных регионального кадастра отходов

 

ВЫВОД: РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 24.06.1998Г. «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ» (В РЕД. 2019Г.), А МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЕЁ ЦЕЛЯМ, ЗАДАЧАМ.

 

ЗАМЕЧАНИЯ

ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СХЕМЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Федеральным законом от 24.06.1998г. (ред. 2019г.) № 89 «Об отходах производства и потребления» статьи 13.3. определены требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

1. В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами).

2. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования.

Общие замечания

стр. 8

Территориальная схема в области обращения с отходами на территории Нижегородской области определяет основные принципы, направления и механизмы реализации по созданию эффективной системы комплексного управления отходами на территории Нижегородской области. 

Территориальная схема закрепляет согласованную систему сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов на территории Нижегородской области и основные маршруты перевозчиков отходов, что позволит оптимально спланировать деятельность и сформировать стоимость услуг организаций, осуществляющих сбор и транспортирование отходов. 

Территориальная схема является важным документом для исполнения гарантий перед инвесторами по обеспечению потоков твердых коммунальных отходов на новые комплексы по их обработке и утилизации.

Указанные в преамбуле к территориальной схемы не отражены в её содержании

Недостоверность исходных данных

Территориальная схема выполнена на основе данных статистики до 1.01.2018 года (табл. 1.1.1, 

В социально-экономических показателях Нижегородской области отсутствует 2018г. (нет в табл. 1.1.1 и 1.1.2)

Сравнение данных табл. 1.1.4 и табл. 1.1.5 за один и тот же период количество численность населения за 2014-2017г. снизилась на 55 580 чел., а количество населения моложе трудоспособного – увеличилось на 41,6 тыс. чел., трудоспособного сократилось на 133, 7 тыс. чел., старше   трудоспособного – увеличилось на 45,4 тыс. чел., т.е. снижение составило 46,7 тыс.чел. Где 8,88 тыс. человек?

Стр. 23-24. 

«В соответствии с разработанным единым техническим заданием на проектирование и строительство комплексов обработки и размещения твердых коммунальных отходов, выдаваемым Правительством Нижегородской области, на всех объектах предусмотрено строительство мусоросортировочных комплексов для минимизации размещаемых отходов и поддержания принципа возвращения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов. Предусмотрено обязательное наличие в составе комплекса следующих объектов инфраструктуры: контрольно-пропускной пункт с радиационным контролем, весовая, административное здание, ограждение по периметру, картированный участок для размещения непригодных для утилизации твердых коммунальных отходов. Требования к эксплуатации комплекса предусматривают: уплотнение каждого слоя отходов при эксплуатации карт, изоляцию инертным материалом в целях исключения разноса отходов ветром и подавления неприятных запахов. Безопасность карт размещения отходов достигается посредством использования синтетической геомембраны для гидроизоляции основания, а также системы отвода фильтрата, системы отвода свалочного газа, системы экологического мониторинга. Необходимым условием для инвесторов является требование по ступенчатому заполнению карт и своевременной их рекультивации.  

Почему нет требований, указанных в приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 ноября 2017 г. N 1555/пр СП-320.1325800.2017 «Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация»

6.7 Полигон ТКО должен быть оборудован дренажной системой (перехватывающие обводные каналы), обеспечивающей эффективный сбор и отвод фильтрата. Конструкция дренажной системы должна обеспечивать возможность ее промывки (прочистки) в период эксплуатации, а также обеспечивать возможность доступа для контроля за ее работоспособностью.

6.10 По периметру полигона в пределах огороженной территории должна быть предусмотрена система сбора поверхностного стока с локальными очистными сооружениями. Поступление загрязненного поверхностного стока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается

6.11 Очищенные фильтрат и поверхностный сток, воды ливнестоков после очистки в локальных очистных сооружениях можно использовать в технических целях, в том числе для полива в летнее время территории складирования ТКО с целью обеспечения пожаробезопасности.

Стр. 24

При реализации проектов по созданию комплексов утилизации твердых коммунальных отходов предусмотрено внедрение двухступенчатой системы транспортировки твердых коммунальных отходов посредством строительства мусороперегрузочных станций, в результате чего происходит снижение затрат на транспортирование отходов из отдаленных мест сбора до объекта обработки и размещения.

В тарифах региональных операторов, имеющих двухэтапную системы вывоза через мусороперегрузочные станции, происходит увеличение транспортной составляющей, т.к. содержание их и перегруз через выгрузку на землю требует значительных затрат. (пример – ЗАО «Управления отходами»).

Задача Правительства – осуществление государственного экологического надзора за соблюдением требований законодательства в том числе при обращении хозяйствующих субъектов с отходами. Эта задача решается также посредством ведения регионального кадастра отходов.

Иметь кадастр не значит осуществлять функцию надзора, т.к. кадастр – это сбор статистических данных, а надзор - форма деятельности государственных органов по обеспечению законности.

Стр. 26

«Нормативы накопления ТКО установлены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. № 524/пр. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области утверждены постановлением Правительства Нижегородской области № 905 от 26.12.2018 года.»

Согласно Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статья 26.3 все нормативные акты должны пройти процедуру оценки регулирующего воздействия, которая  проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации. После прохождение процедуры оценки регулирующего воздействия нормативы накопления ТКО в Нижегородской области были изменены и в Постановлении Правительства Нижегородской области от 26.12.2018г. №905 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Нижегородской области». Пример: Индивидуальные жилые дома в города Нижний Новгород увеличение на 19%, Индивидуальные жилые дома в других населенных пунктах – снижение на 13% Многоквартирные дома, кроме Нижнего Новгорода – снижение на 2,4%. Это прямое нарушения Закона. 

Кроме того, согласно Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. № 524/пр п.9 замеры необходимо проводить 

а) зима - декабрь, январь;

б) весна - апрель;

в) лето - июнь, июль;

г) осень - сентябрь, октябрь.

В Нижегородской области по всем категориям потребителей услуги по вывозу ТКО не проводились замеры в январе и апрели, частично могли производиться в мае (вместо апреля) и в 4 населенных пунктах не проводились замеры в весенний период.

Также была в 2 раза снижена плотность ТКО со 176 кг/м3 до 88 кг/м3. Это привело к некорректному учету ТКО, поступающих на полигон.

 

Требования Федерального закона от 24.06.1998г. №89 «Об отходах производства и потребления» ст. 13.3, п.3

Замечания и пояснения по проекту территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными Нижегородской области

Данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации)

  1. Стр. 28-39

Источники образования отходов:

1) объекты жилого фонда, образующие ТКО; 

2) объекты нежилого фонда, образующие отходы, подобные коммунальным; 3) объекты, образующие кроме подобных коммунальным – не относящиеся к ТКО отходы производства. В источниках образования отсутствуют отходы строительства, ремонта, сноса зданий, сооружений. Их нет в отходах производства.

Исходя из данных табл. 2.1.1 Сведения по объектам жилого фонда на территории муниципальных образований Нижегородской области:

При нормативе накопления в Нижнем Новгороде образуется ТКО

1 267 464 чел. х 2,87 = 3 637 622 м3 ТКО

или существующее положение (норматив установлен с кв.м)

26 685 070 м3 х 0,1 = 2 668 507 м3, что 27% меньше.

Табл. 2.2.2 Распределение объемов образующихся отходов по муниципальным образованиям Нижегородской области всего в регионе образуется - 1 965 338,1т в год. Не понятно про какие отходя из 3 идет речь. Если ТКО, то только из жилого фонда образуется 6 739 581 т, что в 3,43 раза больше

В разделе 2.3. Анализ данных о местах нахождения источников образования отходов на территории Нижегородской области указаны только ТКО, нет отходов производства и строительства.

Согласно табл. 2.2.1 в регионе 94 700 юридических лиц, но источники образования отходов от юридических лиц, сделаны по данным, предоставленным Департаментом Росприроднадзора по ПФО, общее количество организаций, отчитавшихся по форме 2-ТП, за 2018 год составляет 9 415 ед., т.е. 9,9%.

Вывод: информация не достоверна, нет карты с источниками образования, а также не учтены отходы строительства, ремонта и сноса зданий и сооружений

Данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов

Согласно прил. 3.2. в регионе образовано 1 966 949,117т отходов без ТКО (т.е. отходов производства), что на 13,4% меньше, чем в 2017г. Такое снижение должно иметь объективное объяснений.

Исходя из табл. 3.4.1 отходы  сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства уменьшились в 3 раза, отходы обрабатывающего производства (наиболее опасные) увеличились на 28%, отходы - водоснабжения; водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений увеличились в 3 раза, отходы транспортировки и хранения уменьшились почти в 19 раз, отходы деятельности финансовая и страховая увеличились в 2,9 раза.

Согласно прил. 3.1. образовано 890 495,5 т ТКО. Исходя из установленных нормативов накопления ТКО только от жителей Нижнего Новгорода должно образовываться 6 739 581,2 т, т.е. 7,6 раза больше, чем по региону в целом.

Стр. 43 в городском округе города Нижний Новгород - 358 810,4 т или в 18 раз больше, чем по нормативам накопления 

Это без учета того, что у юридических лиц отходов, схожих по составу с ТКО – 262 160,2 тонн, у населения образовалось – 628 335,3 тонн ТКО.

Данные по образованию отходов разные по тексту территориальной схемы:

Табл. 2.2.2 – образование отходов по муниципальным образованиям Нижегородской области – 1 965 338,1т

Стр. 50 Образование отходов без ТКО в Нижегородской области – 1 790 911, 49т

Табл. 3.1.1. Образование ТКО в регионе составляет 890 495,5т

Вывод: информация не достоверна

Данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам)

Приведены данные по Российской Федерации.

Вывод: Данных о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации По Нижегородской области нет

Данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации

Согласно табл. 4.1 обеспеченность контейнерами жителей Нижегородской области составляет 55%, в том числе по Нижнему Новгороду 40,3%. В то же время 1 контейнерная площадка рассчитана на 130 жителей

Анализ обеспеченности жителей контейнерами показал следующее:

Район Нижнего Новгорода Количество жителей Количество контейнеров Количество контейнеров на 1 жителя

Автозаводский 298 698 3705 0,012

Канавинский 156 962 2591 0,016

Ленинский 141 437 2266 0,016

Московский 122 968 1724 0,014

Нижегородский 132 035 3750 0,028

Приокский 93 732 1455 0,015

Советский 147 325 2440 0,017

Сормовский 165 856 1670 0,010

Среднее значение 0,016

Это составляет 0,016х365= 5,84 м3 на человека, что больше норматива накопления в 2 раза.

Вывод: либо информация не достоверна, либо вывозятся контейнеры, заполненные наполовину, либо контейнеры вывозятся не каждый день

Данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов

Стр. 57

«Учитывая долю населения, обслуживаемого современными и отвечающими всем требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства объектами размещения отходов, которая составляет около73% от общей численности региона существует дефицит комплексных межмуниципальных объектов обработки и захоронения отходов непосредственно в северной и южной частях региона». В регионе нет ни одного объекта, отвечающим всем требованиям указанного законодательства.

Действующие объектов по обработке отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории Нижегородской области (табл. 5.1.1) – количество 43 ед., из них ведомственных -21.

Объектов обезвреживания – 11, из них на обезвреживание 1 класса опасности лицензию имеет 1 , 2 класса опасности – 5, 3 класса -7, 4 класса -7 Все объекты, кроме 2 (обезвреживание отходов 4 класса опасности) – ведомственные.

Объектов утилизации – 29, из них 19 ведомственных.

Объектов размещения – 19, из них 4 ведомственных. 

 Вывод: в регионе практически отсутствуют мощности по утилизации твердых коммунальных отходов    

Данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов

Действующих объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), на территории Нижегородской области – 45 единиц, что не соответствует данным табл. 5.1.1, т.к. кроме объектов размещения ТКО на территории региона есть только 3 объекта размещения отходов производства.

Вывод: информация не достоверная

Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации

Согласно 6.1.1. Баланс количественных характеристик отходов производства и потребления (за исключением ТКО и подобных ТКО) отходов на территории Нижегородской области (за 2018 год) составил:

Образовано - 1 966  949,117т

Обработано - 109  110,062т (разборка, сортировка составляет отбор не более 30%) или уменьшение отходов на 32733,02

Обезврежено -  52 320,063 т

Утилизировано -  419  081,666 т

Размещено - 254  903,987т

Накоплено - 33  530,939 т

Баланс составляет: 868 946,717т

Где 1 098 002.4т или 55% отходов?

В табл. указано поступление из не идентифицированной  организации 518 737,781т отходов, причем почти 3 тыс. т отходов I, IIкласса опасности.

В той же таблице отходов IV класса опасности размещено больше, чем образовано с учетом накопленных отходов  составляет 96 806т, а размещено 134750,3т, т.е. на 39% больше. Откуда появились эти отходы. Если завезено из других регионов, то при отсутствии мощностей для размещения собственных это как минимум странно.

В табл. 6.2.1. Баланс количественных характеристик ТКО и подобных ТКО на территории Нижегородской области (за 2018 год), т

Образовано- 176 705,121

Обезврежено - 102,258

Утилизировано - 12 640,218

Размещено - 144  807,924

Накоплено- 1 503,648. По сравнению с образованием и накоплением ТКО появились «излишки» в объеме 19 156,8т (10,8%), которые не понятно куда делись.

Согласно табл. 5.1.2. из 11 объектов обезвреживания отходов данных по мощности нет по 4, а у остальных она составляет 8 912, 208 т/год. Где можно было обезвредить еще 43 305 т или 82%?

Согласно табл. 5.1.2. из 29 объектов обезвреживания отходов данных по мощности нет по 18, а у остальных она составляет 361 393,8т/год. Где можно было обезвредить еще 45 047т т или 11%?

Вывод в территориальной схеме не отражено обращение с 55% отходов, не относящихся к ТКО.

Баланс обращения отходами, в том числе с ТКО не соответствует данным других разделов и таблиц.

Схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов

1. Из табл. 7.3.1 куда делись 68% от образованных отходов производства, а из табл. 7.3.2. – 10% отходов производства, отнесенных к ТКО.

2.Потоки движения раздельно накопленных ТКО направляются также на объекты размещения отходов (рис.7.4.1, 7.4.2.). Это будет происходить до 2023 года. Таким образом, вторичные ресурсы должны передаваться региональному оператору, что противоречит ГК РФ ст.213п.1, 235 и Конституции РФ статья 35.

3. Исходя из данных табл. 7.4.2. стр. 88,91 (их две под одном и тем же номером) мощность полигона МАГ1 составляет 5 393 998 м3/год, что не соответствует проектной (4 400 000 м3/год). А у ЗАО «Управления отходами НН» - 1 980 706,52 м3/год, что не соответствует проектной (1760 000м3/год).

На рис. 7.5.1. указаны не все объекты утилизации, в частности в г.о.г. Бор есть компании по утилизации отходов стекла, аккумуляторов и резинотехнических изделий.

На рис. 7.7.2 отсутствует движение отсортированных из ТКО вторичных ресурсов

Вывод: в данном разделе представлены только схемы движения ТКО, отсутствуют схемы движения отходов производства и отходов строительства, сноса, ремонта зданий и сооружений. 

В переходный период полигоны МАГ 1 и ЗАО «Управления отходами НН» будут принимать ТКО больше установленной мощности, что противоречит законодательству (положительное ГЭЭ действует на проектные мощности)

Отсутствуют все места утилизации, обезвреживания отходов, а соответственно схема потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов не полная. Исходя из раздела 7.6. перспектив по развитию утилизации отходов и создание условий для реализации расширенной ответственности производителя товаров в регионе нет.

Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов

Согласно табл. 8.1. на утилизацию должно направлять более 50%, в то же время согласно табл. 8,2 доля утилизированных отходов в общем количестве образующихся отходов к 2020 должна составить 5% по массе. Количество объектов размещения отходов, отвечающих экологическим и санитарным требованиям – 9, тогда как планируется 8.

Табл. 8.3. Расчет долей обезвреживания, утилизации, обработки и размещения по данным ежегодной статистической отчетности 2-ТП (отходы) в Нижегородской области  за 2018 год 

Утилизировано - 81,1% 

Обезврежено - 0,32% 

Утилизировано третьими лицами – 8,2%

Обработано – 44,3%

Размещено – 81,93%

Итого: 215,85%. Откуда взято 115,85%? 

НЕТ данных о планируемых строительстве, реконструкции, объектов утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, а также выведении из эксплуатации объектов обработки, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов. Данные приведенные в разделе 11 (табл. 11.2) касаются уже выведенных из эксплуатации полигонов, которые должны быть рекультивированы.

Данные в табл. 11.3 частично устаревшие или относятся к реализации хозяйственной деятельности полигонов, направленные на расширение мощностей.

Данные представленные не достоверны, т.к. имеются много противоречивых данных в таблицах и рисунках

Оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов

Согласно данным раздела 10 (табл. 10.2) в регионе планируется строительство мусороперегрузочных комплексов и полигонов, не предусмотрено ни одного объекта по утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления, в том числе ТКО.

Согласно раздела 11обемы инвестиций в размере 2 387 280,00 тыс. руб. направлены только на объекты мусороперегрузочных комплексов и полигонов.

Вывод: Отсутствует оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, объектов утилизации, обезвреживания, отходов, в том числе твердых коммунальных отходов

 

Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем

Предусмотрено увеличение тарифов на 4% ежегодно. Обоснования нет. Согласно Распоряжения Правительства РФ от 15 ноября 2018 г. № 2490-р «Об индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельно допустимых отклонениях по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019 - 2023 гг.» для Нижегородской области установлено повышение в 1 полугодие 1,7%.

Сведения о зонах деятельности регионального оператора

Есть 

Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами

В приложении 13.1. представлен документ, в котором «приводятся описание инструментария для разработки территориальной схемы обращения с отходами, средства прогнозирования, моделирования и оптимизации территориальной схемы обращения с отходами. Руководство предназначено для самостоятельного изучения пользователем (разработчиком территориальной схемы обращения с отходами)».

Электронная модель необходима для организации эффективной и упорядоченной деятельности, охватывающей полный цикл работы с отходами: от их сбора и транспортировки до утилизации или захоронения. В данном случае это невозможно, т.к. электронная модель сделана на основе не полных или не достоверных данных. 

Вывод: электронная модель должна обеспечивать:

Ни один из этих пунктов не выполняется.

 

 

 

ДОЛЖНО ЛИ РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЕСПЕЧИВАТЬ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА

Согласно Федерального Закона от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» (в ред. 2019г.) Ст.1

* отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1 ФЗ 89) 

Таким образом во всех статьях где указано понятие «отходы» необходимо понимать, что это относиться к отходам производства и потребления.

**обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами;

разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;

участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;

осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;

установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля;

установление порядка ведения регионального кадастра отходов;

определение в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;

утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);

регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;

разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

ВЫВОД: ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДОЛЖНО ПРОВОДИТЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ВОЗНИКШИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, А ТАКЖЕ РАЗРАБОТАТЬ, УТВЕРДИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ И ВЫПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ;